«Финики» - мутанты

«Финики» падают на столицу России
«Финики» - Мутанты, The Мutants

26 сентября клуб О.Г.И., традиционная «гаражная» суббота - Garage Day. Ничто не предвещает, никто еще не предчувствует. Лишь сырая смесь из пива, подвальной затхлости и табачного кумара меняет свои пропорции в стенах культового клуба. На сцене, объявив собравшимся, что «наш гитарист не приедет», Bloody Butterfly втроем вдруг дают таких New York Dolls сo Stooges, что с каждой последующей песней понимаешь: если бы и другой гитарист не приехал или барабанщик по-модному заболел бы свиным гриппом, то «Кровавых бабочек» это не остановило бы. Игги, знаешь ли ты про этих парней? Не слышит Игги… Зато сидящие здесь виновники торжества, финская группа The Мutants, постукивают ножками и потягивают полюбившуюся им «Балтику». «Мутанты» ждут своего выхода.

Это их первый визит в Россию. Для скорейшей адаптации они даже позвали с собой в путь-дорогу своего специалиста по нам. Правда, со специалистом в поезде из Петербурга в Москву вышел казус. Он совсем не по творческим причинам лег спать, раздевшись предварительно до белья, в коридоре плацкартного вагона. На утро его знаний о стране пребывания не хватило, чтобы найти паспорт, поэтому первым делом вся группа - а это семь человек, включая русоведа - отправилась навестить финское консульство.

Но вот проблемы позади, как и далеко позади неудачный, как донесла молва, питерский концерт в Money Honey. На выступлении второй группы музыканты кивают в такт уже потяжелевшими головами под почти психоделический серф The Vivisectors (которые, собственно, и привезли «Мутантов» в страну Проходящего солнца, дабы представить широкой публике). Неширокому кругу любителей инструментальной музыки группа была известна с начала 2000-х, но в этот сентябрьский вечер должна была открыть себя для остальных москвичей и гостей О.Г.И.

В начале первого ночи участники заходят на сцену, и тут начинается непостижимое: вместо настройки инструментов и привычных в таких случаях выплевываний в микрофон слов, типа «сосисочная» (по-фински «саасичнайяа»), они натягивают зеленого цвета задник с названием группы и изображением, видимо, мутанта, и начинают выступление. Так и рвется в строчку цитата: «Ах, как жаль, что вас там не было!..». Секстет (два гитариста, барабанщик, перкуссионист, саксофонист, клавишник) звучит так, что стоящие поодаль умудренные количеством прослушиваний меломаны только качают неверящими головами – возможно ли такое? Бульканье фанковой гитары, разлетающиеся удары конгов, начинка из «фарфизы» - и ты начинаешь чувствовать себя детективом Шафтом, если ты мужчина, или спецагентом Клеопатрой Джонс, если женщина. Это и в самом деле мутантская музыка – здесь инструментальный фанк из blaxploitaion-фильмов 70-х встречается с серфом и электронным блюзом (не зря один из альбомов назван «Voodoo Blues») выносит в зал ощущение, что ты уже герой фильма, без всяких кастингов и дублей. К третьей композиции хмель с лиц музыкантов исчезает, а пространство у сцены уже бьется людским приливом все сильней и сильней. Вибрациям некуда деться в этом маленьком клубном пространстве, и они вынуждены преобразовываться в сгусток энергии.

Полтора часа без перерыва, лишь несколько слов по-английски и фински, не добавляющих ничего к нечеловеческой, но генетически измененной силе творчества этого коллектива. Даже глаза некоторых из The Mutants, особенно барабанщика, начинают светиться нездешним светом Они вгоняют себя в транс, разве вы не видите?! Но умудренные опытом прослушиваний на хай-энд аппаратуре меломаны продолжают качать головами. Господи, да меломаны тоже зомбированы! (а, может, не зря альбом называется «Voodoo Blues»?) Бис! Музыканты возвращаются и вворачивают длинную импровизацию с сольными партиями ритм-секции, и снова думаешь: как это им удается? Это удача! Не знаю, как там было в Питере, но это уже неважно - успех и сила этого выступления врезаются в память на оставшиеся в человеческом обличье дни. И еще: если эти ребята занимаются музыкой в свободное от сортировки корреспонденции на почте (или отливки зимних шин) время, то как же должны играть люди, посвятившие себя музыке целиком?! Ну, уж точно никак наши… впрочем, каждый сам впишет нужное вместо многоточия. А вот The Mutants вписали свое имя в музыкальную жизнь Москвы, пусть слизью, но какой у нее изумрудный цвет!..

Словарик:

«Фарфиза» (Farfiza) – популярный в 1960-е годы электроорган. У некоторых музыкантов до сих пор пользуется спросом.

Детектив Шафт - фильм из жанра blaxploitation (см. ниже) про частного детектива, нанятого криминальным авторитетом с целью найти его дочь. Оскар, Золотой Глобус и Грэмми за лучшую музыку (Исаак Хэйс – Isaac Hayes).

Спецагент Клеопатра Джонс - фильм из жанра blaxploitation (см. ниже) про спецагента Клеопатру Джонс, которая мешает траффику наркомафии с международными связями.

Blaxploitaion-фильмы 70-х - поджанр криминальных фильмов про афроамериканцев (поэтому black), вступивших на тропу войны со злом - коррупция, наркомания, проституция - которое чаще выступает в лице белых. Таким образом, на лицо инверсия: чёрные олицетворяют белые силы, а белые, наоборот, чёрные.

Андрей Стрелков для www.showone.ru
Опубликовано: 27 октября 2009г.

Спонсор рубрики:

www.alfaeducation.ru

SHOWONE | Кино | Концерты | Эвенты | Места | Диски | Видео | Радио | ТВ | Колумния | Интервью | Ведущие | DJ | Проекты | Артисты | Промо | Продакшн