Рождественская  история (A Christmas Carol)

«Чарльз Диккенс как будто специально написал эту историю
для кино — настолько она визуальна и кинематографична».
(Роберт  Земекис)
Рождественская  история (A Christmas Carol)

Всем в кино – с 19 ноября 2009 года

В середине 19 века все английские дети говорили «Рождество», подразумевая Диккенса, и говорили «Диккенс», подразумевая Рождество. Писатель оказал огромное влияние на отношение англичан к этому празднику. Именно благодаря Диккенсу зародилась чисто английская "рождественская философия", а Рождество обрело новый – духовный и нравственный - смысл, став поистине главным и самым любимым народным праздником.

Дело  в том, что вплоть до 40-х годов 19 века Рождество в Англии не праздновалось. Средневековые рождественские традиции, соединявшие элементы христианского празднования рождения Христа с языческими древнеримскими сатурналиями, были практически уничтожены в 17 веке пуританами Оливера Кромвеля. Лишь при королеве Виктории англичане начали украшать к Рождеству елку, подобно тому, как это делалось в странах континентальной Европы. Именно Виктория и ее супруг принц Альберт перенесли в Англию этот германский обычай. Они же возродили традицию духовных песнопений, которые в современной Англии исполняются в рождественские дни на улицах, в церквях и даже в торговых комплексах.

По  легенде, для Диккенса поводом к написанию «Рождественской песни в прозе» (именно так в оригинале называется положенная в основу фильма повесть) в октябре 1843 года стала необходимость срочно рассчитаться с долгами. «Рождественская песня» стала первой повестью цикла под названием «Рождественские повести», которые были задуманы Диккенсом как своеобразные «святочные притчи», воспевающие  духовное и нравственное очищение, семейные и общечеловеческие ценности. Именно «Рождественская песня» оказала влияние на формирование особой атмосферы «рождества по-английски».

«Рождественская  песня» - это история о том, как богатый скупердяй, черствый корыстолюб и просто гадкий старикашка по имени Эбенезер Скрудж в канун главного зимнего праздника возрождается к новой, светлой и нравственной жизни под чутким руководством докучливых призраков. Режиссер Роберт Земекис, оскароносный любитель спецэффектов и уникальных технологий, превратил историю Скруджа в увлекательнейшее зрелище, перенеся мистический сюжет «Рождественской песни» в область самых передовых технологий трёхмерного кинематографа. Виртуозная 3D-анимация стирает границу между сказкой и реальностью – снежинки, «сбежав» с экрана, кружатся прямо перед зрителями, а «оживший» полуночный туман обволакивает все вокруг, заставляет приподнять очки и проверить, боязливо ёжась, на месте ли соседи, сидевшие в первых рядах зала. Технология захвата движения (performance capture), фиксирующая жесты и выражения лиц актёров цифровыми камерами панорамой в 360 градусов, создает невероятное сходство анимационного героя с живым человеком, «давшим ему жизнь». Порой мимика Джима Кэрри на сморщенном крючконосом лице и его пластика в движениях искаженно-мультяшного старческого тела Скруджа выглядят пугающе.

Желание встать на путь исправления, измениться к лучшему - сделаться добрее, мудрее или стройнее, бросить курить, пить или врать - накануне события, олицетворяющего очередной этап в жизни (будь то собственный юбилей, Рождество, Новый год или первое число месяца на календаре), вполне закономерно и с определенной регулярностью посещает каждого. «Рождественская песня» - гениально точное описание человеческой природы. Её сюжет актуален и сегодня, а бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание во все времена признавались высшими человеческими качествами. Другое дело, что диккенсовская история как основа сценария Земекиса сама по себе во многом жутковата, мрачна, и эмоционально тяжела для детского восприятия, хотя бы потому, что в ней как под микроскопом показывается смерть ребенка, убогая старость, нищета, несправедливость, а еще гробы, кресты, могилы и всякая потусторонняя нечисть. Многие критики заметят, что «Рождественская история» - это, скорее, кино для взрослых и подростков, нежели для совсем юных зрителей.

Однако  в наше время многие родители, занятые обеспечением материальной составляющей детского счастья, часто не имеют времени на удовлетворение духовных запросов своего чада. Сегодня, размышляя о состоянии современного общества, так и хочется процитировать классика: «Добро и зло, все стало тенью». Аристотель же еще в четвертом веке до нашей эры утверждал: «Должно быть стремление к добру». Но что, если не сказка, помогает развивать это благородное стремление? «Рождественская история» - не лубочно-радостная, она не поучает, но играет на контрастах, впечатляет порой не по-сказочному мрачной атмосферой, показывает оборотную сторону жизни, неведомую большинству современных детей. Такая сказка ломает стереотипное представление ребенка (зачастую навязанное родительским воспитанием) об устройстве мира по принципу «баш на баш»: за добро – поощрение, за проступок наказание. И еще - «Рождественскую историю» стоит смотреть уже только потому, что литературный шедевр Диккенса перенесен на экран человеком, который не стремился продемонстрировать зрителям свой взгляд на классическое произведение – Земекис мечтал снять «Рождественскую историю» так, «как, возможно, представлял ее себе автор». И ему почему-то веришь (как не веришь одному российскому классику кино, уверявшему, что «Николай Васильевич» его «простил бы»). Диккенс&Земекис – любопытный авторский тандем. Думается, это стоит увидеть.

Примечательно, что «Рождественская песня», не помогла Диккенсу разбогатеть: вырученных денег не хватило даже на полное погашение долгов. Несмотря на то, что последующие восемь изданий повести также разошлись очень быстро, она, в отличие от других его произведений, не принесла Диккенсу материальной выгоды. Писатель стал жертвой собственного успеха - пиратскими изданиями повести были завалены книжные прилавки Англии и Америки. Тем не менее, книга принесла автору гораздо большее – тысячи лестных отзывов от читателей всех возрастов, а также сделала его любимым писателем юных англичан. Рассказывают, что когда Диккенс в 1870 году умер, маленькая девочка - дочь лондонского уличного торговца - спросила: «Мистер Диккенс умер? Значит, умер и Санта Клаус?».

  • Год выпуска: 2009
  • Режиссер: Роберт Земекис
  • Автор сценария: Роберт Земекис
  • Продюсеры: Роберт Земекис, Стив Старки и др.
  • Актеры: Джим Керри,  Гэри Олдман, Колин Фёрт, Боб Хоскинс, Кэри Элвис, Робин Райт-Пенн
  • Композитор: Алан Сильвестри
  • Премьера в мире: 3 ноября 2009 года
  • Премьера в России: 19 ноября 2009 года 
Виктория Берладина для www.showone.ru
Опубликовано: 19 ноября 2009г.

Спонсор рубрики:

SHOWONE | Кино | Концерты | Эвенты | Места | Диски | Видео | Радио | ТВ | Колумния | Интервью | Ведущие | DJ | Проекты | Артисты | Промо | Продакшн