Кандагар

Жизнь «до» и «после»
Кандагар - Жизнь «до» и «после»

Арабская цивилизация подарила людям удивительные изобретения, активно используемые в мирной жизни и по сей день. Мы играем в шахматы, записываем числа арабскими цифрами. Пользуемся средствами гигиены. Зачитываемся рубаи Омара Хайяма и сказками Шахрезады. Каждый день преодолеваем расстояния, не задумываясь о том, что колесо изобрели на Востоке – как и много других хорошо известных нам вещей, которые мы используем в своей привычной жизни. На протяжении тысячелетий Восток и Запад взаимно обогащали друг друга, но в последние десятилетия, несмотря на все попытки договориться о мире, многие «точки» на карте остаются «горячими».

Тема Афганистана до сих пор одна из самых непростых в новейшей истории нашей страны. Многие уже не помнят - или просто не знают - как и почему началась эта война. 20 лет назад СССР вывел свои войска из Афганистана, но эхо той войны до сих пор резонирует на огромном постсоветском пространстве. Теперь Афганистан стал огромным полем для созревания не только опиумного мака и конопли, но и различного рода террористических организаций.

Это важно, что и сегодня кинематограф обращается к афганской проблеме. Поднимая тему афганской войны и ее прямого или косвенного влияния на мирную жизнь тех, кто остался за чертой военных действий, кинематограф рассказывает о том, что было все лишь 20 лет назад в мирной и, как тогда казалось, благополучной стране, которой сегодня уже нет на политической карте мира.

По сценарию фильма, в 1995 году самолет казанских авиалиний совершал коммерческий рейс из Стамбула в Кабул. Ил-76 был перехвачен афганским истребителем и принудительно посажен в афганском Кандагаре – столице исламского движения Талибан. Пять летчиков становятся заложниками афганских террористов, им придется прожить в аду 1 год и 13 дней, но летчики об этом еще не знают. Смогут ли они не предать свою страну, веру и остаться собой? Смогут ли они осуществить дерзкий и почти невозможный план побега? Что их ждет? Бесконечные дни плена, смерть - или свобода, которую придется добывать самим?

В 1995 году об афганской войне и о том, что с ней связано, вспоминать не хотели – уже шла «первая чеченская» война. Тогда никто ничего не знал о движении Талибан. И тем более никто не воспринимал его всерьез.

Движение Талибан (от арабск. «талиб» — «учащийся, студент») возникло в октябре 1994 года. Как писала «Независимая газета»: «На самом деле талибы не студенты, они даже не умеют читать и писать. Только часть из них получила образование в школах для беженцев в Пакистане времен советской оккупации Афганистана и в религиозных школах, находящихся в ведении исламских, чаще всего фундаменталистических, организаций Пакистана». Распространение влияния талибов началось с захвата Кандагара – второй столицы режима. Движение Талибан быстро завоевало популярность у простых афганцев, что и позволило в короткие сроки захватить города Кандагар и Кабул.

За этим последовало введение ряда законов, ограничивающих в правах женщин и запрещающих музыку, телевидение, кинематограф. Публичные казни и пытки, предусмотренные законами шариата, вызвали возмущение афганцев. Международное сообщество насторожилось и вступило в открытое дипломатическое противостояние с талибами… В 95-м, когда российские летчики были захвачены в плен, все еще только начиналось.

«Я свою жизнь делю на две половины – до Кандагара и после Кандагара» -говорит капитан экипажа Владимир Шарпатов.

В реальной истории, ставшей основой для сценария фильма, заложников было семеро, и совершали они рейс из Албании в Кабул. Захват российских летчиков был первой серьезной террористической акцией талибов, о которой узнал весь мир. Все попытки Татарстана, ООН, США, России освободить заложников оказались тщетны. Летчики были вынуждены провести в плену 378 дней, пока у них не появился шанс вырваться из афганского ада. Директор Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекеладзе, посетив заложников в Афганистане, нашел их в тяжелейшей депрессии. По словам Кекеладзе: «…Больше всех пострадал Шарпатов… У него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться. Шарпатов справился».

Владимир Шарпатов, находясь в заключении, вел дневник, и его воспоминания позволили воссоздать картину плена наиболее достоверно. Из дневника капитана экипажа Владимира Шарпатова: «За неделю плена все стали старцами. Жизнь каждого из нас стоит не больше одного патрона».

Как рассказывает режиссер фильма Андрей Кавун: «Я задумывал «Кандагар» как хорошую историю про пятерых русских парней. Но когда я начал заниматься фильмом всерьез, я понял, что в жизни все было намного глубже, тоньше и интереснее».

Хотя в картине присутствуют экшн-сцены - захват заложников, террористы и военная тема предполагают кино в жанре боевика - это не классический боевик. Скорее это кино про то, как меняется человек, когда оказывается в экстремальной ситуации. Этот фильм - про людей, попавших в плен и не потерявших себя, но при этом очень сильно внутренне изменившихся. Безусловно, в начале картины герои внутренне совсем не такие, какими они становятся после годового плена. Несмотря на то, что это был один экипаж, который в воздухе работал как единый организм, на земле в экстремальной ситуации они разобщаются. Каждый борется за себя и за свою жизнь. Но в конце концов они понимают – для того, чтобы спасти свою жизнь они должны снова стать единым организмом, одной командой. Это и помогает им выжить, когда помощи ждать уже неоткуда.

После возвращения из плена летчики делят свою жизнь пополам – до и после Кандагара. Каждый из них стал героем для своей семьи и для своей страны. Каждый день в плену они преодолевали свой страх, свое отчаяние, свою неуверенность в себе и своем командире. И эта ежедневная борьба за выживание, борьба со своими сомнениями и страхами, закалила их дух. Они нашли в себе силы преодолеть все ужасы заключении, они опять стали одной командой, одним экипажем. Их сердца были на родине, их разум был в небе, а их воля была с ними. Их не сломали. Они выжили. И фильм «Кандагар», в первую очередь, - о преодолении. Режиссер Андрей Кавун так говорит об этом: « Герой – не тот, кто никого не боится, герой тот, кто преодолевает свой страх! Подвиг - это преодоление самого себя».

  • Год выпуска: 2010
  • Режиссер: Андрей Кавун
  • Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
  • Авторы сценария: Андрей Кавун, Олег Кавун
  • В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк
  • Композитор: Дарин Сысоев
  • Премьера в России: 4 февраля 2010 года
Анастасия Белевитина для www.showone.ru
Опубликовано: 18 декабря 2009г.

Спонсор рубрики:

SHOWONE | Кино | Концерты | Эвенты | Места | Диски | Видео | Радио | ТВ | Колумния | Интервью | Ведущие | DJ | Проекты | Артисты | Промо | Продакшн