Лена Лондон: «Коко до Шанель». Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает»

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать»
(Коко Шанель)
Лена Лондон: «Коко до Шанель». Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает»

Наконец-то, наконец… На российские экраны вышел фильм Анны Фонтейн «Коко до Шанель», премьера которого состоялась в Париже еще 22 апреля, а прокат в России планировался на лето. Видимо, выпуск фильма приурочен к 100-летию с начала карьеры Коко Шанель. Интерес к судьбе выдающегося дизайнера одежды не иссякал никогда, но этот фильм - взгляд на ранний период ее творчества до 1919 года. Фильм поставлен по мотивам книги Эдмонды Шарле-Ру «Неправильная». Звездный состав специалистов по костюмам ожидаем – Лагерфельд в роли официального консультанта по костюмам и Стивен Джонс в качестве дизайнера всех шляпок картины. Кроме того, в фильме использованы платья из личной коллекции Шанель. Бюджет фильма воображения не поражает, всего 19,4 миллиона евро – по нашим временам просто аскетично по сравнению с ожидаемым «Аватаром», чей бюджет, по слухам, превышает 300 млн.

Накануне выхода фильма в прокат - 8 октября - практически каждый журнал счел своим долгом поместить статью об Одри Тоту как об исполнительнице главной роли. Совпавший с прокатом выход нового рекламного ролика «Шанель № 5», чьим лицом стала та же Одри Тоту, совпадение месяца рождения актрисы и Коко Шанель, округ Монлюсон, где обе выросли, и, наконец, безусловное внешнее сходство и даже манера курить - все это позволяет практически отождествить Одри Тоту с Коко Шанель, придавая фильму еще большую достоверность.

Не стоит рассматривать этот фильм, как подробную биографию Шанель, это скорее краткий экскурс, передающий настроение и романтику ее истории. Может быть немного более сентиментальный, чем действительность, более похожий на сказку, чем биографии, изобилующие подробностями. В конце концов, для тех, кто болезненно желает полной детализации, существует масса доступных источников информации.

Жизнь Коко Шанель давно стала предметом исследований многочисленных биографов, посвятивших ей свои книги. Несмотря на то, что по словам Сальвадора Дали она «… выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя», история жизни и творчества освещена весьма детально. И как раз период «до Шанель» является во многом ключевым для понимания ее феномена.

Не зная биографии великой Шанель, не всегда можно понять событийную связь в фильме. Да и время то тянется, то несется вскачь, последние годы, показанные в фильме – с 1909 по 1919 - занимают всего несколько минут. Но зачастую именно так все и происходит в жизни. Так что перед нами скорее симпатичный образец импрессионизма в кино, чем шедевр киндокументалистки, «не буква, но дух».

Невозможно вместить в полуторачасовой фильм весь этот временной отрезок, по сути, сформировавший великого дизайнера. Здесь есть все – и история золушки из захолустья, не знающей поначалу чего она хочет, но точно знающей, чего не хочет. Она не хочет обратно. Да и нет уже этого «обратно»… И понимание шаткости позиции любовницы, стимулирующее желание двигаться вперед несмотря ни на что, преодолевая сопротивление «общества мужчин». Это и история великого нонконформиста, по сути, первого представителя альтернативного дизайна в моде, заявившего протест против монолита мейнстрима и переделывающего моду под себя. Шанель была, пожалуй, первой, кто уделял большое внимание пропорциям в одежде: «Мода, как и архитектура - вопрос пропорций». Ну и, наконец, эта история - о стремлении к свободе как в фасонах одежды (неприятие «корсетной» моды, нарочитая строгость и лаконичность в деталях сформировало новый образ элегантности), так и в самовыражении.

В фильме наряды Шанель выглядят просто дикими на фоне вычурных платьев и шляпок остальной публики, но они невероятно современны даже век спустя. Привнесение в моду заимствованных у мужской половины шляп-канотье и пиджаков, блуз, навеянных видом тельняшек… И, наконец, маленькое черное платье, диссонирующее с почти свадебными нарядами вальсирующих дам.

Образ, созданный Одри Тоту, поразительно объемен. Он вмещает в себя и женщину, ищущую лучшей доли, мечтающую вырваться из опостылевшей нищеты и рутины, и женщину, рефлексирующую по поводу своего положения содержанки. Женщину, романтичную в отношениях с одним мужчиной и жесткую при определении позиций с другим. Женщину, демонстрирующую твердую решимость двигаться вперед, к покорению мира. Пусть даже мира моды.

Тем, кого фильм заинтригует историей главной героини и пробудит желание более подробно узнать о жизни этого великого модельера, могу порекомендовать одну из биографий, книгу Анри Гиделя «Коко Шанель». Судьба Шанель действительно крайне интересна как для людей, имеющих отношение к моде, так и для всех остальных. Габриэль Шанель - женщина, создавшая целую империю моды, перевернувшая многие представления современников не только в моде, но и в парфюмерии, в создании образа как такового, и подарившая миру образец элегантности, Это, безусловно, явление высшего порядка, заслуживающее самого пристального внимания.

Так что быстренько собираемся и идем в кино на фильм, который просто нельзя пропустить!

Опубликовано: 15 октября 2009г.